Maxim Bondarenko
Обо мне
Моя концепция
Главная
Обо мне
Галерея
Моя концепция
Мои стихи
Контакты

Максим Бондаренко

 

Что хочет сказать художник своим творчеством?

А что говорит любой человек своей жизнью?

А что говорит любое существо своим существованием?

Очень часто в действиях, нет, в деяниях человека искусства хотят усмотреть мотивы. Хотят привязать к каким-то смыслам. Хотят приспособить к каким-то социальным, культурным, психологическим конструкциям то, что не призвано служить этому, или если служит, то всего лишь попутно, косвенно. Как цветы у дороги, которые радуют взгляд, но которые не являются чем-то главным на пути идущего.

То, что хочет сказать художник, заведомо не является правдой, вернее является только самой бедной и легкомысленной её частью. Наверное вкладывая свои мотивы, ожидания, чаяния в искусство художник ищет заступления у чего то более мощного, вечного, истинного… А все мы люди (версия что все мы ангелы, просто без крыльев, здесь рассматриваться почти не будет), поэтому очень часто, делая нечто мимолетное с точки зрения вечности, мы неосознанно рискуем сделать что-то великое. И кроме этого, когда человек заведомо готовится создать нечто великое, редко когда у него это получается. Потому что исчезает элемент игры, в том числе и Божественной Игры. Остаются игры личности, игры разума (ограниченные самим разумом, дай Боже, если не очень ограниченным). Либо этот мастер, - счастливое исключение, лихо играющий своим величием.

Само творчество - явление самодостаточное, будут ли его привязывать к каким либо человеческим системам или нет. Потому что там, в глубине человека, там, где рождается потребность творить, там, где самые сокровенные инстинкты делают из человека – Человека, Творца, нет никаких житейских забот, никаких терзаний о суетном. Стремление творить невозможно уложить ни в одну систему, иначе это стремление будет мертво, а если этого не произойдет, значит, сама система грешит против своей сути и не такая как все системы – является произведением искусства, которое в свою очередь обречено на недосказанность, необъяснимость. Канон - тогда канон, когда является лестницей к свободе от всех канонов. То, чему предопределенна вечность, свойственна необъяснимость. Можно конечно даже поставить диагноз Джоконде, но так никогда и не узнать всех её сокровенных тайн.

Когда умолкают учёные, вступают поэты. Весь парадокс в том, что ученые исследуют то, с чем поэты (или лучшая их часть) повседневно работают. Но поэты слишком бесшабашны, что бы задумываться так часто, как ученые, об этом. Если бы они могли систематизировать не язык искусства, а что стоит за ним, они бы владели тайнами мироздания. Парадокс в том, что эти тайны открываются тем, кто к ним не особо дотошно стремится. Мне кажется, искусство приоткрывает именно то, что не укладывается в самые великие умы. Иначе это всего лишь мастерство, что само по себе замечательно, но… И тем искусство манит, тем восхищает, что выходит за пределы физики, математики или других наук. И у свидетеля этого возникает чувство, что он прикоснулся к чему-то…! К чему-то, что не поможет в житейском море, что позволяет на него взирать с высоты звёзд. Что ценнее, что открывает то, что не продаётся...

У души 21 грамм, но что даёт это знание?! На картине положено столько то краски там-то и там-то... но что даёт это знание?! Похоже, не краска, а нечто другое помогает нам разглядеть Бога, вернее ниточку у его одеяния, но и этого достаточно, что бы стать счастливее или, скорее, блаженнее.

Кстати счастье тоже не исследовано, вернее его аспекты, выходящие за количество эндорфинов в крови.

Но что нам до Бога. Мы настолько эгоистичны, и это не хорошо и не плохо, что, я думаю, неосознанно желая найти Бога, мы ещё более неосознанно стремимся найти его всё-таки в себе. Хотелось бы найти себя, но ведь это почти одно и то же, что искать Бога в себе. Разглядеть в себе Бога, (или поверить в это) однозначно, проще, чем найти себя (хотя поверить проще последнему). Пережить же и то и другое, в зависимости от того, что мы хотим, помогает искусство.

Мы не видим себя в себе, так же как и Бога. Я имею в виду те самые 21 грамм нас, или божественную сущность в предметах, несомненно, ей наделённых. Мы для себя неуловимы. Весьма лестная аналогия с Богом.

Хотя я и думаю так, но никогда не буду буквально изображать, как, кто-то ищет себя, или не дай Бог – Бога! Наверное, потому, что тогда я рискую упустить нечто самое главное. О чём не говорят. Даже шепотом. Не потому что нельзя, а потому что бесполезно. Это так же как взвешивать душу или в телескоп (микроскоп, перископ и т.д.) искать Бога.

Решением этого могут служить символы. Иногда это осознанно выбранные предметы, аллегории, метафоры. Но какова их ценность перед случайными? Перед теми, которые говорят больше правды обо мне, и (боюсь предположить) о тех, кто воспринимает моё творчество. Как всегда между строк больше информации, чем в самом подробном описании.

Один замечательный психолог корит меня в том, что на моих полотнах перенаселение Ангелов. И дело не в том, что пора и демонов жаловать. Поскольку у художника ну просто не получится передать что-то, в чем он не виноват перед психологами - оторванность от земли, парение в небесах - таков приговор моей деятельности.

А я всего лишь хотел сказать, что в нас наше замечательное животное сочетается с нашим великолепным божественным. Да и ангелов хотелось бы видеть живыми, живущими, существующими: завтракающими, катающимися на коньках, читающими заумные книжки, балансирующими с дурацкими цирковыми веерами на линии электропередачи (кто из нас иносказательно не делал этого хоть единожды в жизни?). Как ещё могут развлекаться ангелы? Наверное, во мне тем самым говорит моё животное, но что поделать, через эту визуальную систему я надеюсь сказать о чем-то, что не взвесить, не измерить...

Убедив читателя в том, что моя концепция – вовсе не концепция, всё-таки вернусь чуть на землю и постараюсь выразить, на что толкает моё творчество. В чем мой манифест: оглянуться - так ли обыденна эта реальность? Нет ли в ней места волшебству? А нет ли в каждом из нас волшебства? Я призываю отказаться от серых иллюзий и насладиться сочной яркостью реальности, окружающей нас. Насколько мы пренебрегаем тем, что бы увидеть мир в его подлинных красках. Подлинными краски становятся тогда, когда человек действительно использует возможность Видеть. От нас зависит, какой сделать выбор: видеть серый или… Серый цвет обладает массой оттенков: от самых тёплых до леденящих. В реалистической живописи редко передают черный цвет черной краской. На черной поверхности самая благодать уловить блики и цвета соседних предметов, реальностей, миров… Реальные краски видит тот, кто Живёт, не тот, кому положено видеть по протоколу, вследствие воспитания, образования только привычное, и кто смирился с этим досадным обстоятельством. Скорее всего, тот, кто живёт, создаёт краски, делая их реальными. Но это ещё сложнее передать в формате концепции живописи. Глупо пытаться Ожить для того, что бы увидеть ангела промелькнувшего за углом супермаркета, но мне кажется блаженство - разглядеть что-то неуловимо, неумолимо ангельское в глазах тех, кто рядом с нами.

14.09.2004


 © Maxim Bondarenko, 2002-2005.

Сайт управляется системой uCoz